События и публикации

Ключевые изменения налогового законодательства, вступающие в силу в 2017 году

Реализация основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.

Обзор законодательства в области налогообложения за июль - сентябрь 2016 года

Реализация международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний

Обзор законодательства в области налогообложения за май-июнь 2016 года

Обзор законодательства в области налогообложения за апрель 2016 года

Реализация плана BEPS - Межстрановая отчетность

Getting the Deal Through - Anti-Corruption Regulation 2015

Getting the Deal Through - Mergers & Acquisitions, 4-ое издание

Global Legal Group - Private Client 2014

Tuesday, July 26, 2016

Обзор законодательства в области налогообложения за май-июнь 2016 года

Законопроекты

Российская Федерация подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией

12 мая 2016 года ФНС России подписала многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года в рамках Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине.

Для России Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года.

Наряду с Конвенцией о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая была ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 2014 года, Соглашение является международно-правовой основой для реализации автоматического обмена информацией на базе Единого стандарта отчетности и устанавливает основные правила обмена информацией между юрисдикциями-участниками. Страны, присоединившиеся к Соглашению, в первую очередь, должны:

  1. Усовершенствовать стандарты международного налогообложения;
  2. Обязать финансовые институты предоставлять информацию о конкретных счетах и осуществлять процедуру проверки клиентов, соответствующую международным стандартам;
  3. Осуществлять обмен информацией между компетентными органами стран-участников для налоговых целей, включая обмен на автоматической основе;
  4. Создать инфраструктуру, необходимую для своевременной, точной и конфиденциальной передачи информации;
  5. Обеспечить максимальную защищенность информации, передаваемой для целей данного соглашения.

Помимо вышеуказанных принципов, в Соглашении определен базовый перечень информации, которая подлежит обязательному сбору и передаче в рамках обмена между компетентными органами стран-участников. К такой информации относятся:

  • имя, адрес, ИНН, дата и место рождения физического лица-владельца счета, информация по которому подлежит отчетности;
  • имя, адрес, ИНН, дата и место рождения физического лица, контролирующего счет юридического лица, информация по которому подлежит отчетности;
  • баланс по счету на конец календарного года или иного применимого отчетного периода;
  • общий размер процентов, дивидендов или иного инвестиционного дохода, а также средств, вырученных от реализации финансовых активов, в отношении которых финансовый институт действовал как номинал, брокер, попечитель или агент,
  • общий размер сумм, выплаченных или начисленных владельцу счета в течение календарного года.

Начиная с 2018 года, Россия будет получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов от иностранных налоговых органов и передавать такие же сведения об иностранных резидентах в соответствующие страны. Для этого к началу 2018 года в России должны быть введены законодательные требования в отношении процедур предоставления отчетности и проведения идентификации клиентов финансовыми институтами. По данным ФНС, проект закона об автоматическом обмене данными, предусмотренном Соглашением, уже разработан.

Источник: Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации 
12.05.2016

КНР ратифицировала Соглашение с РФ об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

По данным ФНС, Китайская Народная Республика осуществила внутригосударственные процедуры, предусмотренные национальным законодательством для вступления в силу Соглашения от 13.10.2014 года и Протокола о внесении изменений в Соглашение от 08.05.2015 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Соглашения, оно будет применяться в отношении доходов, полученных за налоговые периоды, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Соглашение вступает в силу, т.е. с 1 января 2017 года.

Источник: Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации 
23.05.2016

Опубликован Закон о раскрытии бенефициарных владельцев российских компаний

28 июня 2016 года в Российской газете опубликован Федеральный закон 215 – ФЗ "О внесении изменений в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Законопроект был подготовлен в декабре 2015 года в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики.
Законом устанавливается ряд обязанностей российских компаний в отношении бенефициарных владельцев компаний. Важно, что в законопроекте закреплено понятие бенефициарного владельца для целей его применения. Под бенефициарным владельцем для целей Закона понимается «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом, либо имеет возможность контролировать его действия».

Закон обязывает юридическое лицо:

  1. располагать информацией о бенефициарных владельцах и не реже 1 раза в год обновлять данные и фиксировать их документально;
  2. применять меры по сбору требуемой информации;
  3. хранить информацию не менее 5 лет со дня ее получения;
  4. по запросу налоговых органов (и иных органов исполнительной власти) предоставлять имеющуюся информацию и отчет о принятых мерах по установлению данных о бенефициарных владельцах (порядок и сроки будут отдельно определены);
  5. раскрывать информацию о бенефициарных владельцах в своей отчетности.

Сведения о бенефициарных владельцах, подлежащие сбору, хранению и раскрытию:

  • фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая),
  • гражданство,
  • дата рождения,
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации,
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания,
  • идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Для выполнения указанных обязанностей юридическое лицо будет вправе запрашивать у учредителей и контролирующих лиц информацию о бенефициарных собственниках и информацию, которая необходима для установления бенефициарных собственников;

При этом учредители и контролирующие лица будут обязаны предоставить такую информацию. В законе также сделана оговорка о том, что такое раскрытие не является нарушением законодательства о персональных данных.

Законом также вводится административная ответственность за неисполнение указанных выше обязанностей в виде штрафа на должностных лиц в размере 30 - 40 тыс. рублей и юридических лиц - 100 - 500 тыс. рублей.

Источник: Государственная Дума Российской Федерации 
28.06.2016

Опубликован Закон о «налоге на Google»

6 июля 2016 года в Российской газете опубликован Федеральный закон 244-ФЗ, устанавливающий правила обложения НДС услуг, оказываемых иностранными организациями в электронной форме, согласно которому зарубежные интернет-компании с 2017 года будут уплачивать НДС («налог на Google»).

К электронным услугам будет относиться предоставление через интернет прав на использование программ для компьютеров, в том числе игр и баз данных, а также оказание рекламных услуг в интернете, услуг по размещению объявлений, по поддержке электронных ресурсов, использование электронных книг, музыки, видео и другие.

Закон вводит обязанность для зарубежных интернет-компаний зарегистрироваться в специальном электронном учёте ФНС и платить налоги наравне с российскими организациями, которые работают в том же сегменте рынка.

Законом также уточняются следующие особенности:

  • особенности постановки иностранной компании, оказывающей услуги в электронной форме, на учет/снятия с учета, а также особенности использования личного кабинета налогоплательщика для подачи такой иностранной организацией декларации и других документов;
  • особенности проведения камеральной проверки иностранных компаний, оказывающих услуги в электронной форме;
  • обязанности по определению места осуществления деятельности покупателя в отношении услуг, приобретенных у иностранных организаций в электронной форме; в частности, в случае приобретения услуг физическими лицами местом осуществления деятельности покупателя признается РФ при выполнении хотя бы одного условия:
    • место жительство физического лица находится в РФ;
    • место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый для оплаты услуг в электронной форме, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата услуг, расположено в РФ;
    • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
    • международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

На практике возможна ситуация, при которой местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации и при этом, в соответствии с законодательством иностранного государства, местом осуществления деятельности указанного покупателя признается территория такого иностранного государства. В таких случаях закон предоставляет продавцу право определить место осуществления деятельности покупателя самостоятельно.

Законом также предусматривается перечень услуг, которые не признаются услугами в электронной форме для целей обложения НДС. К ним отнесены реализация товаров/работ/услуг, в случае если поставка осуществляется без использования сети Интернет, реализация ПО и баз данных на электронных носителях; оказание консультационных услуг по электронной почте, оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.

Источник: Государственная Дума Российской Федерации 
08.06.2016

Опубликован Закон о передаче страховых взносов ФНС

6 июля 2016 года в Российской газете опубликован Федеральный закон 243-ФЗ о передаче администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе. С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование будет осуществлять ФНС. 

После передачи полномочий, работа с накопленной на 01.01.2017 задолженностью по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды будет производиться налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Контроль за правильностью исчисления страховых взносов за периоды до 01.01.2017 года будет осуществляться фондами в соответствии с законодательством, действовавшем ранее.

Передать администрирование страховых взносов населения на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в ведение ФНС в середине января этого года поручил президент РФ Владимир Путин. Ожидается, что создание универсальной системы исчисления, уплаты и администрирования налогов, сборов, страховых взносов позволит уменьшить административную нагрузку на плательщиков, более объективно определить общую налоговую нагрузку на бизнес при принятии решений в области налоговой политики
Соответствующие поправки будут внесены в
Налоговый Кодекс и Бюджетный Кодекс РФ.

Источник:  Государственная Дума Российской Федерации 
14.06.2016

Опубликован Закон, изменяющий редакцию статьи 317.1. ГК РФ о начислении процентов

8 июля 2016 года в Российской газете опубликован Федеральный закон 315 – ФЗ, изменяющий редакцию статьи 317.1. Гражданского Кодекса РФ.

Статьей 317.1 ГК РФ, действующей с 1 июня 2015 года, была введена норма, предусматривающая наряду с начислением процентов по ст. 395 ГК РФ (за пользование чужими денежными средствами), начисление процентов также по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации. Такие законные проценты на сумму долга применяются в предпринимательских отношениях по умолчанию, если стороны договора не отменили их. При буквальном толковании положения данной статьи означают, что если стороны не предполагают уплату таких процентов, им необходимо внести изменение в уже заключенные ими договоры о неприменении законных процентов, а также впредь указывать на неприменение данной статьи в новых договорах, что на практике трудно реализовать.

Согласно указанным поправкам, с 1 августа 2016 года стороны, должны будут прямо предусмотреть законные проценты в договоре для их начисления. В ином случае законные проценты не начисляются, а значит, теперь законные проценты не должны начисляться «по умолчанию». Поправки вступают в силу с 1 августа 2016 года.

Источник: Государственная Дума Российской Федерации 
08.07.2016

Вступил в силу Закон, устанавливающий административную ответственность за не репатриацию национальной валюты по внешнеторговым сделкам

28 июня в Российской Газете опубликован Федеральный закон 212-ФЗ, устанавливающий административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по репатриации российской валюты в доле, определяемой Правительством РФ, на свои счета по внешнеторговым контрактам, для которых валютным законодательством РФ предусматривается оформление паспорта сделки. Для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических лиц – от 40 тыс. до 50 тысяч рублей.

При этом стороны вправе продлевать сроки исполнения обязательств по внешнеторговым контрактам. Законодательство о валютном регулировании не предусматривает запрет на изменение срока платежа по внешнеторговому контракту. После каждого такого изменения, согласно п. 8.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", стороны должны переоформлять паспорт сделки в порядке, установленном законом.

Изменение срока оплаты товаров без переоформления паспорта сделки в уполномоченном банке будет являться нарушением валютного законодательства.

Источник: Государственная Дума Российской Федерации 
28.06.2016

Вступил в силу Закон об усилении административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности

В мае 2016 года вступил в силу Федеральный закон 77-ФЗ об усилении административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности.

Согласно документу, в Кодекс об Административных правонарушениях РФ вносятся изменения, увеличивающие размер ответственности должностных лиц за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности, а также увеличивающие сроки давности привлечения к ответственности по таким нарушениям.

В частности, размер административного штрафа на должностных лиц повышен с 2-3 тыс. руб. до 5-10 тыс. руб. Повторное правонарушение повлечет штраф в размере 10-20 тыс. руб. и дисквалификацию на 1-2 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение российского законодательства о бухгалтерском учете увеличен с трёх месяцев до двух лет.

Источник: Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" 
13.05.2016

Разъяснения

ФНС разъяснила, как исчислить НДФЛ при получении материальной выгоды от зарубежного кредита

Налоговая служба разъяснила (письмо ФНС России от 17.05.2016 № БС-4-11/8712@) порядок обложения НДФЛ материальной выгоды, которая была получена от экономии на процентах при получении заёмных (кредитных) средств от иностранной компании.

Налоговая база в этом случае определяется как разница кредитной ставки в 9% годовых и ставки, указанной в договоре. Дата фактического получения дохода определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заёмные средства.

Таким образом, при получении физическим лицом от зарубежной организации, в том числе и кредитной, займа (кредита) в иностранной валюте, проценты по которому меньше 9% годовых, у заёмщика образуется доход от источников за пределами РФ.

Источник: Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" 
06.06.2016

Судебная практика по налоговым спорам

Опубликовано Определение Верховного Суда в поддержку налогового органа, признавшего контролируемой задолженность российской компании перед иностранным банком, обеспеченную поручительством аффилированной иностранной компании

В апреле 2016 года Верховный суд поставил точку в споре ООО «Десна Девелопмент» (далее – «Общество») с налоговой инспекций по делу 307-КГ16-1840, отказав в передаче кассационной жалобы Общества на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда. В указанном деле Общество пыталось оспорить признание контролируемой задолженность российской компании перед иностранным банком, которая была обеспечена поручительством аффилированных с обществом иностранных компаний.

Из материалов дела следует, что в ходе выездной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу, что задолженность Общества перед иностранным банком «Кредит Европа Банк» фактически является контролируемой по ст. 269 Налогового Кодекса при отсутствии признаков аффилированности самого общества с банком. По мнению Инспекции, налогоплательщик неправомерно включил в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль проценты по кредиту, полученному от иностранного банка.

Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Общество привлекло заемные денежные средства по соглашению с иностранным банком, при этом аффилированные по отношению к Обществу турецкие компании выступали поручителями по соглашению о предоставлении срочного кредита.

Как указали суды, задолженность российской организации перед иностранной организацией, по которой аффилированные иностранные организации выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, признается контролируемой.
Вышестоящие суды согласились с изложенными доводами и признали решение налоговой инспекции соответствующим нормам российского законодательства.

Источник: Электронное правосудие: картотека арбитражных дел 
04.04.2016

Опубликовано Определение Верховного суда о признании недобросовестным налогоплательщика, перечислившего налоги досрочно через проблемный банк

Верховный суд РФ в определении № 310-КГ16-3453 по делу № А09-7408/2015 от 10.05.16 признал недобросовестными действия организации-налогоплательщика, которая осуществила платежи по налогам до окончания отчетного периода через банк, лишенный лицензии.

В качестве доказательства недобросовестности налогоплательщика суд указал, что:

  • при ведении хозяйственной деятельности налогоплательщик использовал счета в иных кредитных организациях, где находилась сумма денежных средств, достаточная для перечисления в бюджет платежей;
  • через «проблемный» банк обществом оформлялись только платежные поручения на перечисление обязательных платежей (что важно – до наступления срока);
  • платежи контрагентам не осуществлялись;
  • поступление денежных средств на счет практически прекратилось.

С учетом изложенных обстоятельств, Верховный Суд поддержал доводы апелляционной и кассационной инстанций, которые пришли к выводу о подтверждении налоговым органом факта осведомленности общества об имеющихся проблемах у обслуживающего банка, наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для признания обязанности по уплате налога выполненной.

Источник: Верховный Суд Российской Федерации 
10.05.2016

Опубликовано Определение Верховного Суда, в котором суд поддержал позицию налогового органа по вопросу ответственности бенефициаров компаний-банкротов

Верховный Суд вынес Определение от 21.04.2016 по делу № 302-ЭС14-1472, в котором поддержал налоговый орган в деле о привлечении к субсидиарной ответственности бенефициара организации-банкрота, который в преддверии банкротства ухудшил ее финансовое положение, изъяв выручку и имущество. 
Судом сделан вывод о том, что собственник организации должен доказать в суде добросовестность своего поведения при совершении сделок с подконтрольной организацией для того, чтобы избежать субсидиарной ответственности по обязательствам дочерней организации.

Из обстоятельств дела: в ходе выездной проверки установлена схема движения денежных средств, конечным получателем которых стал собственник должника. Также в пользу собственника реализованы недвижимость и транспорт организации-банкрота. При этом документы, подтверждающие, что получатель действовал в интересах должника, не были представлены ни во время налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства.

Верховный Суд отменил обжалуемые судебные акты, обратив внимание судов на то, что бенефициар обязан доказать свою добросовестность.

Также Верховный Суд разделил понятия неплатежеспособности и банкротства, что является прецедентом для рассмотрения такой категории дел. Как указано в определении, момент возникновения признаков неплатежеспособности хозяйствующего субъекта может не совпадать с моментом его фактической несостоятельности (банкротства).

Тем самым устранена правовая неопределенность по установлению причин банкротства должников. Данное решение важно для правовой оценки добросовестности поведения бенефициара при появлении первых признаков неплатежеспособности компании, которые предшествуют ее банкротству. 
По данным официального сайта ФНС России, выводы Верховного суда, изложенные в определении от 21.04.2016, будут использоваться налоговыми органами в дальнейшем для возмещения причиненного государству ущерба.

Источник: Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации
04.05.2016

 


119017 Россия, Москва, Кадашевская наб., д. 14, корп. 3+7 495 647 00 46 / +7 495 647 00 45msk_office@iplf.ru